MKL-101

МИКРОФОН КОНДЕНСАТОРНЫЙ ЛАМПОВЫЙ МКЛ-101

(урывки из статьи про сравнение раритетных и совеременных ламповых микрофонов, опубликованной в журнале «Музыкальное Оборудование» – январь 2001. Адрес веб-сайта журнала «Музыкальное Оборудование» www.moline.ru).

Диаграмма направленности – кардиоида

Номинальный диапазон частот – 40-16000 Гц

Чувствительность микрофона по свободному полю на частоте 1000 Гц – не менее 18 мВ/Па (теоретически по требованию клиента может быть доведена даже до 30 мВ/Па)

Собственный уровень шума (WNL) – не более 17 дБ

Уровень предельного звукового давления при коэффициенте гармоник не более 0,5% на частоте 1000 Гц – 134 дБ

Выходное сопротивление – 200 Ом

Минимальное сопротивление нагрузки – 1000 Ом

Температурный режим – от +5 до + 35 градусов по Цельсию

Диаметр мембраны – 1,3 inch (33мм), мембрана изготавливается из мелара 6 микрон, толщина золотого покрытия – 300 ангстерн.

Выходной трансформатор – WSW (австрийское отделение Siemens), изготовленный до 50-го года, трансформатор ручного набора, экранирование – MU-metal

Лампа – Telefunken EF-12, выпуска до 49-го года

Вес микрофона с блоком питания и креплением – 5 кг



С визуальной точки зрения микрофон очень похож на Нойманновский микрофон-бутылку CMV-3, только в отличие от него он имеет черный цвет тела и укороченную "шею" навинчивающейся на него сверху головы. CMV-3 и ему подобные с визуальной точки зрения микрофоны (Телефункены и современные латвийские BLUE) среди звукорежиссеров во всем мире имеют подпольную кличку "Hitler-microphone" (Гитлер – по-русски), так что в статье я буду периодически называть МКЛ-101 Гитлером, не пугайтесь: имеется в виду не фашист Адольф, а весьма и весьма микролюбивый и симпатичный микрофон.
Микрофон собран полностью вручную и воспроизводит характер звучания раритетных ламповых микрофонов 40-х – 50-х годов. Эту же идеологию используют и многие известные западные "починяльщики" старых микрофонов – Дирк Браунер и Трэйси Корби, также пару лет назад "запустившие" выпуск своих собственных микрофонов, микрофонов, основывающихся на элементной базе и технологиях 40-х годов в сочетании с современными разработками, позволяющими свести к минимуму собственный уровень шума лампового микрофона и повысить его выходной уровень, при этом – добившись теплого лампового звучания в стилистике 47-го или 49-го Нойманна. Такие микрофоны делаются полностью вручную и, уже будучи сделанными, отдельно "настраиваются" специалистами, причем, настраиваются уже на слух, а не по приборам: порой в ходе "настройки" приходится методом "тыка" подбирать наиболее удачно звучащие в паре лампу и трансформатор, перепробывая десятки комбинаций.
Эту же идеологию использует и МКЛ-101. Создатели микрофона ориентировались прежде всего на западный рынок: за год "активного" существования этого микрофона "туда" было продано около сорока штук. В нашей стране этот микрофон не раскручивался вообще и встретить его можно только на трех студиях: у Володи Овчинникова на Мосфильме, у Андрея Бочко и у Вашего покорного слуги – у Егора Курчаткина. Первым приобрел этот микрофон Владимир Овчинников, правда, по-началу использовал его с капсюлем м7, пока "родной" капсюль МКЛ-101-го не был доведен до кондиции (по-началу он все-таки проигрывал м7-му в плане ровности частотки и жирности звучания). После того, как я рассказал Володе Овчинникову о результатах данного тестирования (а оно имело место еще летом), он попробовал микрофон с новым родным капсюлем и решил оставить его себе, более того – также, как и я, капсюль м7 он "сдал" назад. МКл-101 с новым "родным" капсюлем Владимир Овчинников сравнивал на самых разных вокалах с 67-м Нойманном, и, как он говорит, во всех случаях (по крайней мере, пока) он предпочитал писать вокал именно в МКЛ-101, а не в 67-й (не говоря уже о 87-м Нойманне и ламповых стереомикрофонах sm2 и sm69, которые также присутствуют на Мосфильмовской студии, и в которые также нередко пописывают сольный вокал; особенно – в sm2-й).
Микрофон МКЛ-101 делался группой специалистов, специализировавшихся на восстановлении старых раритетных микрофонов – 47-х, 49-х, с12-х и прочих. Специалистов такого уровня по всему миру – десятки, и стоят такие специалисты немалых денег. По-началу российские специалисты занимались восстановлением только старых "убитых" микрофонов, "найденных" на территории бывшего Советского Союза, и продавая их западным компаниям, специализирующимся на торговле раритетной техникой. Но постепенно их работа приобрела известность и к ним стали присылать на восстановление аппаратуру оттуда (стоимость пересылки техники туда-обратно, всех таможенных пошлин и страховок полностью окупалась мастерством наших специалистов и высочайшим качеством их работы). Так складывались отношения с рядом крупнейших фирм, торгующих на Западе подержанным музыкальным оборудованием, при этом эти конторы не боялись давать гаррантии на восстановленные в Росси микрофоны.
И тогда у группы российских специалистов появилась идея самим попытаться воспроизвести звучание этих старых ламповых микрофонов, используя для реализации своего детища уже наработанные каналы на Западе. Благо – найти "раритетную" элементную базу в России куда как проще, чем в той же Германии (Браунер доставал нераспакованные лампы Телефункен EF86, EF806S для своих микрофонов именно в России). В течении двух лет велись разработки микрофона, и в итоге родилось сразу три модели: центральная МКЛ-101 и два младших брата, сделанных по классической ламповой технологии, но с использованием преимущественно современной элементной базы – МКЛ-100 и МКЛ-102.
МКЛ-101 использует знаменитую лампу Telefunken EF12, выпускавшуюся до 49-го года, или – по выбору клиента – лампу R.F.T EF12, выпускавшуюся на том же заводе, что и лампы Телефункен, но – в 50-х годах. Вторая лампа обладает менее жирным, но более четким звучанием, хотя разница эта очень незначительна. Все эти древние телефункеновские лампы являются не меньшей раритетной редкостью, чем собственно микрофоны и пре-ампы, в которые они ставились. Стоимость этих ламп, в особенности – в оттетсированном и проверенном на "музыкальность" их звучания состоянии, – доходит до 1200 USD в западных конторах, занимающихся раритетной техникой. Лампы, которые ставятся в МКЛ-101, помимо тетирования на специальном оборудовании, подбираются вручную, и порой приходится забраковать чуть ли не десяток с формальной точки зрения живых ламп, прежде чем микрофон "зазвучит".
Лампа в МКЛ-101 занимается собственно усилением, а не обжирнением или просто окрашиванием сигнала после микросхемы, как это сегодня зачастую делается во многих современных, так называемых, ламповых микрофонах. В них нередко делают следующую "обманку": лампу размещают действительно в корпусе микрофона, в котором не наличествует ни одной микросхемы и все выглядит как бы весьма и весьма лампово, но, на самом деле, прежде чем прийти в лампу, расположенную в непосредственной близости от капсюля, сигнал гонится в… блок питания, в котором и происходит собственно усиление сигнала, после чего сигнал возвращается в "тело" микрофона, где он уже и окрашивается (или доусиливается) находящейся там лампой.
Как известно, звучание лампового микрофона напрямую зависит от выходного трансформатора. В частности, уникальность и неповторимость 47-го и 48-го Нойманнов в достаточной степени определяется его трансформатором, который, по сути, оказывается практически невозможно повторить, или, если его все-таки повторять – второй такой трансформатор будет стоитьстолько же, сколько стоит собственно 47-й Нойманн в хорошем состоянии. В МКЛ-101 используется выходной трансформатор WSW (австрийское отделение Siemens), выпущенный в 40-х годах. Это – трансформатор ручного набора и имеет экранирование mu-mеtal, именно этот трансформатор по своим звуковым (именно звуковым!) характеристикам максимально приближается к неповторимому трансформатору 47-го и 48-го Нойманнов. По этой причине после долгих экспериментов разработчики микрофона остановились именно на этом "трансе". Отдельной проблемой оказалось достать нужное количество этих трансформаторов. Как выяснилось, они активно использовались в ламповых микшерных консолях 50-х годов, многие из которых до сих пор пылились на складах домов теле-радиовещания, причем, не столько в Москве, сколько в бывших республиках Советского Союза.
Капсюль МКЛ-101 – это отдельный разговор. Свой собственный капсюль – это оригинальная разработка и производится он вручную (не серйным производством!). Причем, капсюль выполнен по классической "многослойной" технологии изготовления базового электрода капсюля: он имеет четыре слоя, состоит из 4-х пластин, в каждой из которых просверлены свои сквозные и несквозные отверстия, так что внутри электрода получаются полости, оказывающие принципиальное влияние на звучание капсюля. Именно наличие этих внутренних "потайных" отверстий в базовом элетроде позволяет получать ровную звуковую картинку при разном звуковом давлении на любых частотах, без появления паразитных гармоник и резонансов на определенных частотах или их "суммах", проявляющихся при определенной их громкости (этим страдают многие современные капсюли с базовым электродом "монолитной" конструкции)).
"Родной" капсюль МКЛ-101 имеет две "разновидности", несколько, хотя и непринципиально, отличающиеся своим звучанием: один капсюль является более универсальным, другой может идти в качестве второго, более "специфичного", "эффектного" капсюля. Второй, "дополнительный" капсюль обладает более сухим звучанием, но на отдельных "специфичных" сиплых вокалах позволяет добиться лучшей читабельности голоса в аранжировке в силу своей особой частотки, а также благодаря своему свойству "доставать" из голоса особые специфичные гармоники, отвечающие за его читабельность. На момент проводимого мною тестирования второго "эффектного" капсюля в наличие не оказалось, так что я был вынужден ограничиться тестированием данного микрофона с родным "основным" капсюлем и капсюлем м7 в голове от микрофона Neumann CMV-3 (про возможные комбинации микрофона с разными капсюлями – см. чуть ниже).
"Голова", в которую вставляется капсюль, также имеет ряд своих ноу-хау в области акустики. Одно из них – это особая акустическая линза вокруг капсюля, позволяющая добиться удивительно глубоких прозрачных низов, но – совершенно! – без добавления в звучание микрофона эффекта "гудения", часто проявляющегося на микрофонах, искуственно задирающих низкочастотную составляющую сигнала, пытаясь придать его звучанию псевдообъем.
Помимо родного капсюля, МКЛ-101 может "дружить" также с, так называемыми, "vintage" капсюлями, восстановленными капсюлями старых раритетных микрофонов – капсюлем м7 от микрофонов Neumann CMV-3, u47, u48, м49, со схожим с ним капсюлем от микрофона Telefunken m55k, а также – с капсюлем CCK12 от микрофона AKG c12 или от старого, самого первого c414. Если под Нойманновские или Телефункеновские капсюли усилитель микрофона не требует никакой перестройки, то под капсюль AKG CCK12 усилитель микрофона требует отдельной незначительной "подстройки". По спецзаказу любые из этих капсюлей могут быть "подготовлены" для работы с МКЛ-101. При этом капсюли могут либо всталяться в "родную" голову МКЛ-101 (это увеличивает стоимость микрофона только на 100 USD), либо вставляться в голову CMV-3, через переходник навинчивающейся на микрофон (такая "голова" увеличивает стоимость микрофона на 225 USD). Если подобная голова заказывается плюс к стандартному комплекту микрофона (а не вместо "родной" головы с "родным" капсюлем внутри), то отдельно она будет стоить: в первом случае – 200 USD, во втором случае – 325 USD.
Как уже говорилось, при производстве микрофонов производители МКЛ-101 ориентировались только на западный рынок (собственно, наработок в работе с российскими клиентами у них нет вовсе, ибо всю жизнь они "торговали" только с западными, преимущественно – Штатовскими партнерами). Сегодня МКЛ-101 продается западным фирмам-магазинам по цене около 2000 USD, аналогичный Brauner "Velvet" стоит порядка трех тысяч долларов.
Также на сегодняшний день разработана модель микрофона с тем же капсюлем, имеющая три фиксированные (восьмерка, кардиоида, круг) и бесконечное число нефиксированных диаграмм направленности, изменяемых плавно в "реал тайме" без провалов в звучании, как, скажем, это происходит у Браунера. Стоимость этой модели, по сути, полностью аналогичной по звучанию МКЛ-101, будет приблизительно на 65-70% выше однонаправленной модели и будет изготавливаться только по спец заказу (скоро будет произведена пара "выставочных" образцов).

Микрофон МКЛ-101 гениально сожительствует с микрофонными пре-ампами Нагры 4.2 и 4.L, представляя в сумме законченное решение для записи практически любых истьочников звука. (Подробнее об этом – см. в разделе «Выводы» и по адресу…….)

Области применения МКЛ-101 (Гитлер) (из раздела «выводы» статьи в МО). Несмотря на то, что создатель микрофона позиционирует его в первую очередь как вокальный, в действительности микрофон имеет гораздо больше областей применения и без особой натяжки может использоваться как универсальный микрофон, как "рабочая лошадка" со своим особенным, ярко выраженным характером. И это вовсе не сродни предложению использовать в качестве "рабочей лошадки" какую-нибудь антилоппу гну, которая, в общем-то, тоже полезное животное, которое, вероятно, и поле вспахать, с горем пополам, но сможет. Нет. МКЛ-101 сродни дорогой породистой лошади, красивой и мускулистой, на которой, в общем-то, и поле тоже пахать можно, но делать это следует осторожно. Дело в том, что у МКЛ-101 оказался слабо терпим к перегрузкам: у его усилителя выходной уровень выше u48-го приблизительно на 15 дБ, в силу чего при "орании" в микрофон с близкого расстояния усилитель начинает грузиться. Капсюль микрофона также выполнен, что называется, на грани залипания, мембрана натянута очень свободно, в достаточной степени именно благодаря чему и достигаются такие жирные низы. В силу этого излишне высокое звуковое давление может привести к "запыкиванию" капсюля или даже его повреждению, так что, при том, что МКЛ-101 по совему звучанию подходит для записи практически любых источников звука, с точки зрения безопасности (в целях сохранности микрофона) ударные на него я бы писать не рискнул.
Сразу после тестирования я выкупил себе один МКЛ-101 и достаточно много эксперементировал с ним в самых разных условиях и комбинациях, переписав на него все, что только можно.
Здесь обнаружились интересные взаимоотношения МКЛ-101 с разными пре-ампами. Если 87-й с большинством дор

ЕГОР КУРЧАТКИН, ЗОПАРЬ ТУЛЬСКИЙ И ИОСИФ ИВАНОФФ

(095)422-25-46
xxxxxxxxxx@mtu-net.ru


ПРОДОЛЖЕНИЕ

ФОТОГРАФИЯ МИКРОФОНА

журнал

E-mail: xxxxxxxxxx@mtu-net.ru



Сайт создан в системе uCoz